Рассмотрим критически важный компонент двигателя внутреннего сгорания — вкладыш коленчатого вала. Эти компоненты играют центральную роль в работе кривошипно-шатунного механизма, обеспечивая его долговечность и эффективность. Подробно ознакомимся с функциями, которые выполняют вкладыши, их разнообразием, особенностями конструкции, а также с рекомендациями по выбору новых вкладышей для ремонта.
Вкладыш коленчатого вала — это тип подшипника скольжения, используемый в ключевых точках соединения коленчатого вала с шатунами и блоком цилиндров в двигателе. Эти вкладыши предотвращают трение и износ, что особенно важно при высоких нагрузках и скоростях, характерных для современных двигателей. В отличие от подшипников качения, которые могут быстро выходить из строя в таких условиях, вкладыши обеспечивают надежность и устойчивость работы двигателя.
Вкладыши коленчатого вала выполняют несколько жизненно важных функций:
Понимание этих основных функций позволяет осознать важность вкладышей для общей производительности и надежности двигателя.
Подшипники скольжения коленвала подразделяются на различные типы в зависимости от места их установки, функционального предназначения и размеров, предназначенных для проведения ремонтных работ.
Классификация в зависимости от места установки:
Разделение по функциональным характеристикам:
Со временем вкладыши и шейки коленчатого вала изнашиваются, что приводит к увеличению зазора между ними. При замене старых вкладышей на новые аналогичной толщины зазор может оказаться слишком большим, что способно вызвать появление стуков и ускорить износ. Чтобы предотвратить это, применяются вкладыши ремонтных размеров с увеличенной толщиной, что компенсирует износ шеек.
Такие вкладыши имеют маркировку, указывающую на увеличение их толщины, например, +0,25, +0,5 и т. д.
Подшипники скольжения коленчатого вала представляют собой сложные конструкции, включающие два металлических полукольца, которые полностью охватывают шейку вала с обеих сторон. Основные элементы такой конструкции:
Основа вкладыша представляет собой стальную пластину, на которую нанесено многослойное антифрикционное покрытие. Это покрытие, выполненное из более мягких материалов, играет ключевую роль в уменьшении трения и продлении жизненного цикла подшипника. Оно также защищает от заклинивания, образования поверхностных повреждений и улавливает микрочастицы износа коленвала.
Категории вкладышей по материалам:
Биметаллические варианты состоят из стальной основы с толщиной от 0,9 до 4 мм (шире для коренных, тоньше для шатунных подшипников) и антифрикционного слоя толщиной от 0,25 до 0,4 мм. Этот слой может быть сделан из разнообразных мягких сплавов, таких как медно-свинцово-оловянные и медно-алюминиевые смеси, содержащие значительное количество алюминия и меди (до 75%), и олова (до 25%), что обеспечивает его смазывающие свойства. Дополнительно могут включать никель, кадмий, цинк и другие элементы для улучшения характеристик.
Триметаллические вкладыши оборудованы дополнительным защитным слоем, толщиной от 12 до 25 микрон, который усиливает защиту подшипника от коррозии и усиленного износа базового слоя, одновременно улучшая антифрикционные свойства. Этот слой создается из сплава, содержащего 92–100% свинца, до 12% олова и максимум 3% меди.
В конструкции подшипников скольжения используются разнообразные защитные компоненты, каждый из которых выполняет свою функцию:
Разнообразие конструкций триметаллических подшипников скольжения между различными производителями включает вариации в промежуточных слоях, которые могут быть выполнены из алюминиевых или медных сплавов, а также варианты составов покровного слоя, включая бессвинцовые и другие альтернативные решения.
При подборе подшипников скольжения важно учитывать тип двигателя, степень износа соответствующих компонентов и наличие подходящих ремонтных вкладышей. Вкладыши обычно разрабатываются специально для определённой модели или серии двигателей, что исключает возможность их замены компонентами с других типов двигателей, за исключением некоторых особых случаев. Кроме того, необходимо принимать во внимание износ шеек коленвала, так как неправильный подбор вкладышей может серьезно усложнить ремонт.
Перед выбором ремонтных вкладышей следует тщательно оценить степень износа шеек коленвала и других соприкасающихся элементов, таких как постель и головка шатуна, которые обычно изнашиваются меньше. Износ шеек часто бывает неравномерным — некоторые из них могут изнашиваться быстрее других. Поэтому при ремонте обычно приобретается комплект одинаковых вкладышей, что требует равномерного стачивания всех шеек до определённого размера. Выбор размера зависит от доступных ремонтных размеров подшипников, которые подходят к данному двигателю. Для двигателей с меньшим пробегом часто используются размеры +0,25 или +0,5, а для тех, что имеют большой пробег, может потребоваться увеличение до +1,0 или даже до +1,5. Для новых двигателей доступны вкладыши от +0,75 до +1,0, в то время как для старых моделей – до +1,5.
Оптимальный ремонтный размер вкладышей должен обеспечивать зазор между шейкой коленвала и внутренней поверхностью подшипника в пределах от 0,03 до 0,07 мм. Зазор меньше нормы увеличивает вероятность заклинивания, тогда как больший зазор может вызвать повышенное биение коленвала, ускоренный износ компонентов и повышенный уровень шума двигателя.
Корректно подобранные подшипники скольжения способствуют эффективной и стабильной работе двигателя с коленчатым валом, даже при значительном пробеге и в различных эксплуатационных режимах.
Компания «ФорсункиПро» успешно зарекомендовала себя на рынке автозапчастей в течение последних девяти лет, занимая лидирующие позиции благодаря своему профессионализму и надежности.
«ФорсункиПро» обладает обширным опытом в области автомобильных компонентов и предлагает услуги высококвалифицированной команды специалистов, готовых предоставить помощь в выборе необходимых запчастей круглосуточно.
Ключевая сфера деятельности компании охватывает поставку оригинальных деталей для систем подачи топлива от мировых производителей таких как Bosch, Denso, Delphi, Siemens, Longbeng, Cat, Zexel. «ФорсункиПро» активно развивает свои коммерческие связи, заключая прямые договоры с изготовителями, что позволяет минимизировать затраты и избежать лишних посредников в цепочке поставок.