Коленчатый вал является важной деталью двигателя внутреннего сгорания, преобразующей возвратно-поступательное движение во вращательные. Его функционирование невозможно без применения подшипников скольжения, монтируемых между поверхностью шатунов и коленчатым валом. Эта деталь выполняет роль опоры, фиксирующей коленчатый вал и одновременно обеспечивающей возможность его плавного вращения. Осуществляя работу по модернизации важной детали двигателя внутреннего сгорания, специалисты предложили использовать вместо классических подшипников скольжения их видоизмененный вариант — шатунные вкладыши.
Содержание:
Шатунный вкладыш представляет собой изогнутую четырехслойную пластину, выполненную из пластичного материала (стальная основа, слой меди, слой дюралюминия и литейный сплав с низким коэффициентом трения баббит), что дает ей возможность без потерь выдержать значительные нагрузки. Благодаря обильно нанесенной на пластину антифрикционной смазке, между вращающимися элементами двигателя существует прослойка, защищающая их от прямого контакта. Прослойка уменьшает силу трения, а значит, устраняет риск быстрого износа и поломки. Обязательный элемент конструкции вкладыша — специальные отверстия или проточки, через которые производится подача масла из системы смазки двигателя.
Шатунные вкладыши жестко фиксируют в точке соединения шатуна с коленчатым валом при помощи специальных крепежных усиков так, чтобы отверстия для попадания смазочного вещества на вкладыше и постелях совпадали.
Одной из серьезных поломок ДВГ является потеря фиксации и проворачивание шатунного вкладыша. Внешний признак данной неисправности — внезапно появившийся при работе мотора прерывистый звук, исходящий из блока цилиндров в районе коленчатого вала и напоминающий резкие удары молотком по металлу. Звук возникает при работе двигателя (в тот момент, когда вкладыш касается вала) и усиливается под нагрузкой.
При появлении такого звука и другого признака — горящего индикатора «низкое давление масла» на панели приборов — двигатель должен быть немедленно остановлен для ремонта, так как дальнейшая его работа приведет к механическому повреждению контактирующих с вкладышем деталей, заклиниванию и поломке коленвала.
При проворачивании части вала начинают цепляться за корпус двигателя и вибрировать, что создает риск появления поверхностных повреждений и разбалтывания шатунов. Имеющиеся в теле вкладыша отверстия, обустроенные для подачи смазки, перестают совпадать с ходами в контактирующих деталях. Называют две главные причины потери фиксации и проворачивания фрикционных деталей:
Сила трения, приводящая к изменению положения вкладыша, возникает в точке соприкосновения детали с вращающимся коленвалом. Степень ее прямо пропорциональна величине оказываемой нагрузки и коэффициенту трения, равному отношению силы трения контактирующих тел к силе прижатия этих тел друг к другу.
Факторы, приводящие к возникновению большого коэффициента трения, таковы:
В число дефектов монтажа, ведущих к проворачиванию шатунных вкладышей, входит недостаточная фиксация фрикционных деталей, неправильный их подбор или установка:
Для того чтобы избежать возможного проворачивания вкладышей, проводят обкатку вновь установленного силового агрегата на производственном стенде. В ходе испытаний мотор подвергают умеренным нагрузкам при непрерывном контроле эксплуатационных характеристик. Контактирующие детали со временем прирабатываются друг к другу, микроскопические неровности постепенно нивелируются, а на поверхностях эффективно образуется стабильное антифрикционное покрытие.
Последствия проворота шатунных вкладышей могут быть разными, в зависимости от того, какое время прошло после выявления данного нарушения. В случае, если мотор был заглушен сразу после потери упора, возможна расточка коленвала и замена провернутого вкладыша или шатуна без снятия мотора (ресурс сопряженной пары шатун – шейка коленвала сократится при этом до 70 %).
В случае, если проблему выявили поздно, потребуется замена поврежденного коленчатого вала, а в более сложных случаях (если другие детали двигателя получили серьезные повреждения) и капитальный ремонт всего ДВС. После разборки двигателя осуществляют промерку и расточку коленчатого вала. Вторым этапом проводят установку новых вкладышей ремонтного размера. В ходе устранения последствий проворачивания шатунного вкладыша в обязательном порядке устраняют задиры на шейке коленвала путем шлифования.
Наиболее сложной считают ситуацию, когда проворот вкладыша произошел далеко от дома и благ цивилизации — например, во время путешествия в лес или на дачу. Если при появлении характерного шатунного стука продолжить движение, вылетевший вкладыш начнет блуждать по мотору, оставляя задиры, забивая стружкой масляные каналы, а прикипая и вращаясь вместе с коленвалом, он может серьезно повредить детали мотора.
Избежать или максимально отдалить момент проворота шатунных вкладышей поможет выполнение ряда профилактических мер:
Интернет-магазин ФорсункиПро предлагает нижние и верхние шатунные вкладыши шириной 22 мм для четырехцилиндрового дизельного двигателя ISF 2.8 объемом 2.8 литра и мощностью 131-177 л.с. с турбонаддувом от американской компании Cummins для автомобилей ГАЗ и Соболь. Устанавливаемые между отверстиями в головках шатунов и шейками коленвала шатунные вкладыши эффективно снижают трение и помогают выдержать высокие нагрузки, возникающие при работе силового агрегата.
Мы поставляем только качественные детали от проверенных производителей, поэтому все запчасти отвечают строгим стандартам качества. Закажите нужную партию шатунных вкладышей из каталога или обратитесь к нашим менеджерам для помощи в выборе подходящих запчастей.