г.Москва, Байкальская, 5с1 (метро Щёлковская)
Войти
Логин
Пароль
Войти как пользователь
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности
Логин
Пароль
Войти как пользователь
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности

Что такое лямбда-зонд и зачем он нужен

24.05.2024

Многие ассоциируют слово «зонд» с космическими аппаратами, передающими данные из космоса. Однако лямбда-зонд — это земной компонент, встроенный в выхлопную систему автомобиля, который играет значительную роль в его работе. Рассмотрим, что такое лямбда-зонд в контексте автомобильной промышленности, как он устроен и функционирует.

Что такое лямбда-зонд: зачем нужен датчик кислорода

Содержание:

Что такое лямбда-зонд

Известный также как датчик кислорода, лямбда-зонд отвечает за анализ состава выхлопных газов. Это позволяет электронному блоку управления (ЭБУ) автомобиля точно корректировать топливно-воздушную смесь. Это соотношение, известное как λ (лямбда), представляет собой идеальное количество воздуха к топливу, равное 14,7 к 1, при котором лямбда достигает значения 1.

Мнения о том, что основная задача лямбда-зонда — улучшение смеси для повышения мощности двигателя, распространены, но не они единственные. Существенная функция этого устройства также включает обеспечение нужного количества кислорода для эффективной работы каталитического нейтрализатора. В нормальных условиях лямбда-зонд поддерживает уровень кислорода в выхлопных газах на отметке примерно 1–1,5%, что критично для оптимальной работы нейтрализатора.

Устройство и функционирование датчика кислорода

Лямбда-зонд, электронный компонент системы выхлопа, анализирует содержание кислорода в выхлопных газах в сравнении с атмосферным. Это позволяет блоку управления автомобиля адаптировать состав топливно-воздушной смеси, делая её стехиометрически идеальной, богатой или бедной в зависимости от условий эксплуатации.

Нормальные колебания в составе смеси не обязательно указывают на поломку. Двигатели внутреннего сгорания спроектированы так, чтобы работать с разными типами смесей под различные операционные режимы: например, обогащенная смесь нужна при интенсивном ускорении, в то время как бедная смесь предпочтительна для экономии топлива при спокойной езде. Электронный блок управления определяет, какие корректировки необходимы, на основе данных от лямбда-зонда.

Механизм действия лямбда-зонда

Датчик оборудован двумя электродами: внешним и внутренним, оба покрыты слоем платины для увеличения чувствительности к кислороду. Внутренний электрод дополнительно изготовлен из циркония, что улучшает его производительность. Лямбда-зонд установлен в выпускном коллекторе, где он подвергается воздействию температур до 1000°С.

Изменение напряжения между платиновыми электродами служит индикатором уровня кислорода в выхлопных газах. В условиях бедной смеси, когда в выхлопе много кислорода, напряжение находится в пределах 0,2–0,3 В. При наличии обогащенной смеси, когда кислорода мало, напряжение возрастает до 0,7–0,9 В.

Разновидности лямбда-зондов

Имеется широкий ассортимент датчиков кислорода на рынке, различающихся по конструкции чувствительных элементов — существуют модели с «пальчиковыми» и «пластинчатыми» сенсорами, методами крепления (может быть резьбовое или фланцевое соединение), а также количеством проводов.

Главное отличие среди этих устройств — их способность к измерениям в разных диапазонах. Традиционные узкополосные зонды (также известные как двухэлектродные) способны регистрировать значения лямбды только выше единицы, что указывает на «бедную» смесь. С другой стороны, более новые широкополосные зонды могут определять концентрацию кислорода в топливной смеси в пределах от λ=0,7 до 1,6.

Риски при выходе из строя лямбда-зонда

Несмотря на то что лямбда-зонд по сути только передает информацию и не управляет двигателем напрямую, его поломки нельзя игнорировать. При отсутствии точных данных от датчика кислорода электронный блок управления (ЭБУ) теряет способность корректно регулировать состав топливно-воздушной смеси, что может привести к переходу системы в аварийный режим. В этом случае ЭБУ начнет использовать стандартные предустановленные параметры для дозировки топлива.

Продолжительное использование автомобиля с неисправным датчиком кислорода может вызвать целый ряд серьезных проблем, начиная от ухудшения производительности и увеличения расхода топлива и заканчивая более значительными поломками, такими как образование сажи на свечах или нагар на клапанах и поршнях, что в конечном итоге может потребовать ремонта двигателя. Кроме того, неправильный состав смеси может негативно сказаться на дорогостоящем каталитическом нейтрализаторе, способствуя его преждевременному износу.

Выявление неисправностей лямбда-зонда

Продолжительность работы датчиков кислорода может значительно варьироваться — от 50 до 200 тысяч километров, что во многом зависит от качества топлива, используемого в автомобиле. Основываясь на принципах функционирования лямбда-зонда, можно идентифицировать ряд характерных признаков его поломки. Это включает в себя:

  • повышенное потребление топлива;
  • неустойчивое функционирование двигателя;
  • проблемы с поддержанием оборотов на холостом ходу;
  • сложности при ускорении;
  • спонтанные остановки двигателя.

Могут проявляться необычные звуки из выхлопной системы, а также часто активируется индикатор Check Engine.

Если существует предложение заменить лямбда-зонд, это не обязательно означает необходимость в новой детали. В некоторых случаях его можно просто очистить. Верное решение в каждом конкретном случае должен предложить опытный механик.

Способы «обхода» датчика кислорода

На многих современных транспортных средствах устанавливается как минимум два датчика кислорода: один располагается перед каталитическим нейтрализатором, другой — после него. Первый датчик мониторит содержание кислорода в выхлопных газах и помогает регулировать состав топливной смеси, второй проверяет эффективность нейтрализатора.

Если нейтрализатор выходит из строя, первый датчик сообщает о неисправности блоку управления двигателя, заставляя автомобиль переходить в аварийный режим, что сопровождается включением индикатора Check Engine и другими проблемами, такими как увеличенный расход топлива и отключение вспомогательных систем.

Некоторые автовладельцы, вместо того чтобы заменять неисправный катализатор, удаляют его из системы, что делает измерения второго датчика некорректными. Для решения этой проблемы используется механическая «обманка» — стальная проставка с каталитическим элементом, минимально очищающая выхлоп только для нужд датчика. Альтернативный метод — это перепрограммирование ЭБУ, чтобы тот игнорировал отсутствие катализатора.

Эти методы позволяют двигателю продолжать работу в обычном режиме, однако могут вызвать заметный запах выхлопных газов и невозможность легально пройти техосмотр, так как внешние устройства для анализа газов легко обнаружат любые манипуляции.

Кислородные датчики от «ФорсункиПро»

«ФорсункиПро» — это компания, которая зарекомендовала себя как надежный партнер в области поставок качественных комплектующих для топливных систем. Мы работаем с ведущими мировыми брендами, обеспечивая прямые поставки от производителей без участия посредников.

Наша команда состоит из опытных профессионалов, готовых оказать помощь в подборе необходимых запчастей круглосуточно. Благодаря наличию трёх официальных представительств в Москве, Сочи и Благовещенске, мы способны оперативно доставлять продукцию в любую точку России.

«ФорсункиПро» предлагает одни из самых выгодных цен на рынке, а также особые условия для дизельных сервисов и оптовых клиентов. Все наши товары сертифицированы и сопровождаются гарантией от 3 месяцев до 1 года, подтверждающей их высочайшее качество.

Мы – не просто поставщики, мы – ваш надёжный партнёр в мире высокотехнологичных топливных систем.

Назад к списку