г.Москва, Байкальская, 5с1 (метро Щёлковская)
Войти
Логин
Пароль
Войти как пользователь
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности
Логин
Пароль
Войти как пользователь
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности

Коробка отбора мощности (КОМ): устройство и принцип работы

01.06.2025

В спецтехнике важна не только способность передвигаться, но и умение выполнять конкретные задачи. Именно для этого в конструкции используется коробка отбора мощности (КОМ). Она передаёт часть энергии от двигателя к навесному оборудованию, позволяя технике выполнять свою основную работу. Без этого узла машина остаётся просто транспортным средством.

В этой статье подробно разбираем, что такое КОМ, как она устроена, какие бывают разновидности, в чём заключаются особенности эксплуатации и на что стоит обращать внимание при выборе и обслуживании.

Содержание:

Что такое КОМ и зачем она нужна

Коробка отбора мощности (КОМ): устройство и принцип работы

КОМ — это устройство, с помощью которого двигатель спецтехники передаёт крутящий момент на навесное оборудование. Благодаря этому механизму машина может выполнять свою основную функцию: поднимать, качать, перемешивать, убирать и многое другое. Вращение передаётся либо напрямую от компонентов коробки передач, либо через промежуточные элементы — карданный вал, ремни или гидравлику.

Важно понимать, что в отличие от КПП, КОМ не участвует в движении машины — она не влияет ни на скорость, ни на динамику. Её задача — обеспечить работоспособность специализированных надстроек, без которых техника теряет свою полезность.

Как устроена и работает коробка отбора мощности

На большинстве отечественных спецмашин, в частности на базах КамАЗ и МАЗ, устанавливаются два типа КОМ: редукторные и безредукторные.

Редукторные модели крепятся сбоку на КПП и включают минимум две шестерни: одна входит в зацепление с трансмиссией, а вторая — передаёт вращение выходному валу.

Безредукторные коробки, например на КамАЗ-4310, интегрированы в раздаточную коробку. Они приводят во вращение выходной вал за счёт соединения через каретку и вилку с первичным валом. С торца выходного вала размещён фланец — именно через него момент передаётся на привод дополнительного оборудования.

Проще говоря, КОМ работает по аналогии с КПП, только передаёт энергию не на колёса, а на оборудование: насосы, лебёдки, миксеры и прочие механизмы.

Виды КОМ и особенности установки

КОМ классифицируются по месту установки: их монтируют на коробку передач (сбоку или с торца) либо на раздатку. Иногда на одной машине может стоять до трёх КОМ, обслуживающих разное оборудование.

Зависимые КОМ работают только при выключенном сцеплении. Они просты в конструкции, лёгкие и надёжные. Пример — самосвалы. Запустить механизм при движении невозможно, что делает их безопасными в эксплуатации.

Независимые КОМ можно использовать и на ходу. Такие решения совместимы с механическими и автоматическими КПП. Подходят для техники, работающей без остановки — например, для машин, обслуживающих дороги или бетономешалок.

Дополнительные различия между КОМ

КОМ отличаются между собой не только типом привода или расположением, но и рядом технических параметров:

  • Наличие реверса. Позволяет, например, вращать механизм в обе стороны — как это необходимо для поворота стрелы автокрана.
  • Количество и расположение валов. Влияет на компоновку и возможности по подключению оборудования.
  • Число ступеней. Поддержка разных режимов вращения позволяет адаптировать КОМ под конкретные задачи.
  • Передаточное число. Задает скорость вращения выходного вала.
  • Способ управления. Механический, электропневматический, гидравлический или через бортовую электронику.

Частые неисправности и причины поломок

Коробка отбора мощности (КОМ): устройство и принцип работы

КОМ работает под нагрузкой, и со временем могут возникнуть неисправности:

  • Шум при работе. Часто вызван увеличенным зазором между зубьями шестерён, что бывает из-за износа или неправильной установки прокладки.
  • Вибрации. Могут быть следствием слабых креплений или дефектов в соединениях.
  • Невозможность включения. Причины могут быть в заедании шестерни, износе зубьев или погнутой вилке.
  • Не выключается. Проблема часто кроется в заедании промежуточных деталей или поломке элементов пневмопривода.
  • Протечки масла. Возникают из-за износа прокладок, сальников или ослабленных болтов.

Регулярное обслуживание поможет избежать серьёзных поломок и продлить срок службы КОМ и всей трансмиссии.

Требования к качеству и характеристикам КОМ

Коробка отбора мощности должна:

  • Подходить под характеристики подключаемого оборудования;
  • Работать надёжно при высоких нагрузках;
  • Не мешать работе трансмиссии и других узлов;
  • Быть лёгкой и компактной;
  • Не перегреваться при длительной работе;
  • Включаться без усилий и работать без лишнего шума.

Также важно, чтобы масло в КОМ было совместимо с остальными системами автомобиля.

Итоги

КОМ не влияет на движение автомобиля, но именно благодаря ей техника выполняет свои специализированные функции. Без неё не поднимется кузов и не заработает навесное оборудование. От надёжности, ресурса и характеристик коробки зависит эффективность и безопасность всей машины. Регулярная диагностика и обслуживание — это вклад в долгую и бесперебойную работу всей системы.

Если вы ищете КОМ для своей спецмашины, обратитесь в ФорсункиПро. Мы напрямую сотрудничаем с заводами, поэтому в нашем каталоге только качественные устройства по честной цене — без наценок посредников.

Назад к списку