Топливные форсунки являются обязательными элементами любого современного двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Применяются как на бензиновых, так и на дизельных силовых агрегатах. Отвечают за своевременный и точно дозированный впрыск топлива в камеры сгорания. В случае некорректной работы или отказа хотя бы одной форсунки ДВС не выдаёт заложенные в него характеристики, с трудом запускается, расходует больше топлива, быстрее изнашивается. Для сохранения заводских параметров двигателя предусмотрен регламент диагностики и замены этих деталей топливной системы.
Форсунка — это устройство, предназначенное для распыления определённого количества топлива в камере сгорания двигателя. Исправно работающая форсунка подает бензин или солярку под давлением, что в совокупности с геометрией сопла обеспечивает быстрый, своевременный впрыск. Топливо при этом разбивается на мельчайшие частички, образуя так называемый факел. Это способствует лучшему перемешиванию с воздухом, облегчает воспламенение топливовоздушной смеси и делает её горение более эффективным.
От корректности работы и исправности форсунок зависят такие параметры ДВС:
Двигатель с неисправными, изношенными или засоренными форсунками с трудом запускается, "не держит холостые", "троит", плохо реагирует на нажатие педали акселератора. Неизбежно увеличивается расход топлива. Из-за форсунок часто горит аварийная индикация на приборной панели, а также может нарушаться слаженность работы других систем двигателя.
В конце прошлого века в бензиновых автомобильных ДВС была всего одна форсунка. Топливная система этого типа называлась моновпрыск. Форсунка подавала топливо в общий коллектор, откуда под воздействием разрежения оно затягивалось в камеры сгорания. Такая система принципиально мало отличается от карбюратора. Однако двигатели с моновпрыском — это был неслабый скачок в развитии ДВС.
Позже появился так называемый непосредственный впрыск, который полностью вытеснил карбюраторы и моновпрыск. По крайней мере, в автомобильной технике. Конструктивно непосредственный впрыск заключался в наличии одной независимой форсунки на каждый рабочий цилиндр. То есть в четырёхцилиндровом моторе их 4, в V-образной "шестёрке" 6, и так далее. Каждая форсунка срабатывает в конце такта сжатия перед рабочим ходом поршня.
Непосредственный впрыск ощутимо изменил мир ДВС. За счёт того, что топливо подается в камеры сгорания индивидуально, существенно улучшились характеристики двигателей — мощность, крутящий момент, расход топлива. А с появлением форсунок, которые впрыскивают топливо в две-три подачи за один такт цилиндра, характеристики шагнули ещё на порядок вверх.
Независимо от типа форсунки имеют схожую конструкцию. Это герметичный корпус, внутри которого имеется подпружиненная игла, закрывающая сопло. Последнее находится непосредственно в камере сгорания или в так называемой предкамере. Топливо к форсунке поступает по топливопроводу. Обычно это металлическая трубка, рассчитанная на высокое давление. Когда форсунка неактивна, топливо находится в ней под давлением, возвращаясь в топливную систему через обратный канал. В момент активации форсунки игла поднимается, открывая сопло. Топливо устремляется в камеру сгорания, распыляясь там равномерным мелкодисперсным факелом.
В двигателях внутреннего сгорания применяются следующие виды форсунок:
Наиболее распространенные механические и электромагнитные, поэтому рассмотрим их устройство и принцип работы более детально.
Сегодня применяются в простых дизельных моторах, где не предусмотрено электронное управление топливной системой. Основные детали такой форсунки — это игла с соплом и пружина. Последняя подбирается и регулируется на строго определённое усилие. Топливо по каналам форсунки поступает таким образом, чтобы при достижении определённого порога давления игла преодолевала усилие пружины и поднималась, открывая сопло.
Управлять механической форсункой невозможно. Её можно лишь правильно изготовить и отрегулировать, когда она в разобранном состоянии. Регулировка заключается в изменении усилия пружины, которая давит на иглу. Делается это при помощи регулировочных шайб. При их добавлении пружина сильнее сжимается и оказывает большее давление на иглу. В результате для открытия сопла требуется большее давление топлива. Подобная регулировка осуществляется на простом стенде, вне двигателя.
Такие форсунки повсеместно применяются как в бензиновых, так и в дизельных автомобильных двигателях. В герметичном корпусе находится подпружиненная игла, закрывающая сопло, как и в механических аналогах. Однако за поднятие иглы отвечает электромагнит (соленоид), который срабатывает по команде электронного блока управления двигателем.
Как правило, электромагнитные форсунки не регулируются, а в некоторых случаях вообще не предусмотрена их разборка. Это делает конструкцию более надежной, однако разобрать и тщательно промыть все детали устройства невозможно. В отличие от примитивных механических форсунок, которые чистятся обычно в полностью разобранном виде.
Работает электромагнитная форсунка очень просто. Топливо нагнетается в каналы корпуса и находится там под давлением. В нужный момент по сигналу электронного блока управления двигателем срабатывает электромагнит, поднимая иглу. Сопло открывается и, поскольку топливо находится под давлением, оно вырывается в камеру сгорания или предкамеру, образуя мелкодисперсный факел. Смешиваясь с воздухом, который был затянут в цилиндр на первом такте и сжат на втором, бензин или солярка превращаются в легковоспламеняемую топливооздушную смесь.
Именно электронное управление дало возможность реализовать форсунки, которые впрыскивают топливо по несколько мелких доз на протяжении одного и того же такта. Такой подход позволил значительно улучшить воспламенение топливовоздушной смеси, снизить ударные нагрузки на двигатель и существенным образом уменьшить токсичность выхлопных газов.
Точно установить неисправность или отказ какой-либо форсунки позволяет только детальная диагностика на специальном стенде. Однако существует целый ряд косвенных признаков, указывающих на некорректную или нестабильную работу форсунок. Заметив эти симптомы, необходимо обратиться в техсервис для определения источника проблемы и ремонта топливной системы.
К основным признакам неисправности форсунок можно отнести:
Еще одним признаком неисправности форсунок является внезапное повышение уровня масла на ряду со снижением его вязкости. Это происходит в случаях, когда игла не перекрывает полностью сопло. В результате топливо стекает через цилиндр в поддон двигателя, смешиваясь с моторным маслом.
Точно определить неисправность форсунок возможно только на специальном стенде. В редких случаях некоторые поломки поддаются диагностике без извлечения деталей из двигателя.
Типовые неисправности:
Только в случае засорения форсунки поддаются ремонту. При всех остальных неисправностях деталь полностью подлежит замене. В примитивных механических форсунках допускается замена пружины или пары игла-сопло. Однако, как показывает практика, такой локальный ремонт не дает идеального результата. Всё потому, что даже самая простая форсунка — это очень точное устройство, работающее нормально только в собранном на заводе состоянии.
Диагностика выполняется на специальных стендах. Для её выполнения форсунки полностью отключаются от топливной системы и "мозга", а также извлекаются из двигателя. Диагностика позволяет определить:
Если форсунка некачественно распыляет топливо, и причина не в износе прецизионных деталей, то она подвергается очистке.
Существует несколько способов очистки топливных форсунок:
Частота и способ промывки зависит от степени загрязнения форсунок, на что в большей степени влияет качество используемого топлива.
Однозначной замене подлежат форсунки, которые не показывают на стенде заводских характеристик. Предварительно выполняется чистка описанными выше способами. Без всякой чистки меняются форсунки с разрушенным корпусом, изношенной парой игла-сопло, с коротким замыканием или обрывом обмотки соленоида. В случае замены менять рекомендуется весь комплект.